Драгон, воинствующий дилетант (i_ddragon) wrote in ru_transhumans,
Драгон, воинствующий дилетант
i_ddragon
ru_transhumans

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Крионика с точки зрения субъекта.

http://i-ddragon.livejournal.com/100381.html
Итак, решил добавить свой наброс в дискуссию.
Как отличается взгляд на ситуацию с точки зрения субъекта и с объективной точки зрения на такие явления, как загрузка и крионика? С объективной точки зрения исходная личность и её копия ничем не отличаются и являются просто одним и тем же объектом, существующим одновременно в двух экземплярах. Также, с объективной, внешней точки зрения после пробуждения ото сна, после выхода из комы, после разморозки, после полного восстановления сгнившего трупа перед нами предстанет тот же человек, что был до сна/комы/заморозки/гниения.
Попробуем взглянуть на ситуацию с копированием со стороны самого копируемого. Его самого никак не касается факт наличия его идентичной копии, аналогично саму копию никак не затрагивает то, что происходит с оригиналом. Можете провести мысленный эксперимент — ваши ощущения никак не изменятся от появления вашей копии, даже полностью внешне идентичной, вам в общем случае будет все равно, возможно, вы даже не узнаете об появлении вашей копии. Если Вселенная достаточно большая, или теория Эвретта верна, то наверняка в мире уже давно есть немало практически неотличимых копий вас самих — однако вряд ли это вас как-то затрагивает. Если она существует достаточно долго и будет ещё существовать достаточно долго, то где-то рано или поздно сформируются ваши копии — и они когда-то уже формировались — опять же, ваше текущее состояние это не затрагивает.
Итак, можно сказать, что с субъективной точки зрения «я» и «моя копия» не есть одно и то же. Но даёт ли такой взгляд ещё какие-то отличия копии и оригинала? Например, вообще, можно ли выделить этот самый оригинал? Если сделать внешнюю идентификацию оригинала и копии невозможной — в случае, если создаётся не программа-ИИ, ведущая себя в сети аналогично копируемому человеку, а такой же точно человек — то определить, кто оригинал, а кто копия — возможно, уже нельзя будет никак. Сам же субъект по своим ощущениям вообще никогда не сможет наверняка узнать, является ли он копией и оригиналом — даже в случае загрузки субъект не всегда сможет определить — создан ли он сейчас в момент копирования с памятью аналогичной исходному субъекту, или был до этого и был перенесён в виртуальную реальность из биологического тела, а на его месте появился другой, аналогичный ему.
Теперь подойдём к операциям с прерыванием сознания. В этом случае для субъекта возможны два варианта. Первый вариант — собственно обычное прерывание — его сознание никуда не исчезает, просто для него самого не существует того периода времени, на который его сознание было прервано. По его ощущениям сразу за моментом, предшествующим прерыванию, следует момент времени, с которого его сознание было восстановлено. Второй вариант — субъективная смерть с замещением — прерывание уничтожает прежнее сознание, и при восстановлении в носителе появляется новое сознание, которое принимает всю память и всю программу поведения предыдущего, заложенную в носителе.
Можно ли как-то отличить первый вариант от второго? Если разные сознания ничем существенным внешне не отличаются (вроде двух разных электронов) — то со стороны никак не узнать, имели ли место прерывание сознания или его субъективная смерть и замещение новым. А с точки зрения самого подопытного субъекта? В случае гибели с замещением погибший субъект уже ничего не будет ощущать и никак не сможет повлиять на других субъектов или на свой носитель. И вообще ни на что — потому как-то сообщить появившемуся на его месте «ты ненастоящий» он не сможет. О том, что он не будет ничего ощущать после некоторой операции, он не сможет достоверно узнать заранее. А появившийся после восстановления на его месте новый субъект будет ощущать себя так, как если бы он был тем же субъектом, который был до прерывания.
Итак, взгляд с точки зрения субъекта не говорит, что крионика не работает, он говорит, что она всего лишь возможно не работает (а возможно всё-таки и работает). Субъективный подход не предлагает никаких критериев, позволяющих отличить прерывание от субъективной гибели с замещением, просто утверждает, что там, где мы ожидаем прерывание, может оказаться гибель субъекта с замещением его новым (где именно — пока что не понятно).
Предвижу вопрос — если так, то не боишься ли ты ложится спать? Во-первых, из существования сознания вовсе не следует, что все им обладающие непременно будут пытаться сохранить себя именно в виде своего же сознания, а не что-то другого (например, программы поведения — пусть хоть она будет принадлежать другому субъекту). Во-вторых, в случае сна мы имеем дело с неизбежностью, с которой ничего не можем поделать, потому пока нет возможности исключить сон из жизни, даже самые ярые сознательщики вынуждены будут считать его не гибелью с замещением, а прерыванием.
Tags: uploading, крионирование, проблема сознания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments